Главная » Статьи » Мои статьи

О самоактуализации и о том, что выходит за ее пределы

О самоактуализации и о том, что выходит за ее пределы

Я сейчас
хочу рассмотреть лишь отдельные аспекты природы самоактуализации, мне интересна
она не сама по себе, как некая абстракция, но в смысле того, как она
проявляется в отдельных конкретных ситуациях. Что мы можем сказать о
самоактуализации этого конкретного человека в этот конкретный момент? Как
сильна она во вторник в четыре часа попо­лудни?

С чего я начал изучать самоактуализацию. У меня никогда и в мыслях не было
заняться исследованием самоактуализации, и первый мой интерес к этой проблеме
не носил исследовательского характера. Началось все с того, что я, тогда еще
молодой интеллектуал, захотел понять двух своих учителей, которых любил до
обожания, которыми восхищался, которые на самом деле были чудесными людьми. Это
было своего рода интеллектуальное посвящение. Мне было недостаточно просто
обожать их, мне хотелось понять, почему эти два человека так не похожи на
других в этом суетном мире. Эти двое были Рут Бенедикт и Макс Вертхаймер… По
ходу того, как я пытался понять их, размышлять о них и писать о них, в один
чудесный день меня вдруг озарило, что у моих испытуемых есть много общего. С
этого дня я мог размышлять об определенном типе человека, а не о двух
несравненных людях. Это открытие доставило мне огромную радость. Я искал их чер­ты
в других людях и находил их, — я находил их в одном человеке за другим.

С точки зрения стандартов классического лабораторного иссле­дования, я
разумею здесь точное и управляемое исследование, мой экс­перимент не заслуживал
этого гордого звания. Мои выводы явились результатом
моего пристрастного
отбора определенного типа людей. Очевидно, что для полноценного исследования
необходимы были и другие типы людей и беспристрастные арбитры. А пока это
выглядело так, что некий человек встретил десяток-другой людей, которые понра­вились
ему, которые восхитили его своими качествами, которых он счел замечательными,
затем попытался понять их и обнаружил, что в них есть нечто общее,
укладывающееся в один синдром, в модель, которая применима к этому десятку
человек. Понятно, что то были люди толь­ко западной культуры, люди, отобранные
на основании пристрастий и предубеждений данной культуры. И все же мое
описание, а это была моя первая публикация по этому вопросу, впервые предлагало
экспе­риментально полученное определение самоактуализации, пусть не до конца
достоверное.

После той моей публикации появилось шесть, или восемь,
Или даже
десять других
исследователей, которые, следуя своим подходам и сво­им пристрастиям,
подтвердили полученные мною данные. Лично я испытываю большое удов­летворение
от этого. Мне трудно представить себе исследование, кото­рое смогло бы
кардинально изменить предложенную мною модель са­моактуализированной личности,
хотя предполагаю, что некоторые поправки, скорее косметического свойства,
неизбежны. По прошествии времени я и сам вынужден был несколько скорректировать
эту модель. Но, согласитесь, уверенность в собственной правоте — это еще не на­учный
факт. Если вы, проверяя данные исследований, полученные мною на обезьянах или собаках,
усомнитесь в моей компетентности или, на­пример, назовете меня лжецом, то мне
нетрудно будет найти доводы, чтобы возразить вам. Но у вас есть гораздо больше
оснований усом­ниться в данных моих исследований, касающихся самоактуализации,
поскольку вы должны учитывать, что за человек отбирал группу для своего
эксперимента, а отбор в данном случае зачастую предопределяет выводы. Выводы
подобных исследований всегда лежат в области преднаучного, но аргументы,
подкрепляющие их, должны быть приве­дены в форму, подлежащую перепроверке.
Только в этом случае их можно счесть научными.

Люди, отобранные мною для исследования, были пожилыми людь­ми, прожившими
большую часть своей жизни, и внешне успешными. Мы пока не знаем, применимы ли
наши выводы к молодым людям, не знаем, что означает самоактуализация в рамках
других культур. Сей­час проводятся исследования самоактуализации в Китае и
Индии. Мы не знаем, каковы будут результаты этих исследований, но одно для меня
несомненно: если вы отберете для тщательного изучения хороших, здо­ровых людей,
людей умных, сильных, творческих и добродетельных, — то есть таких, каких
отобрал я, — вы начнете иначе смотреть на чело­вечество. У вас обязательно
возникнет научный интерес к тому, каких высот может достичь человек и чем он
может стать в конце концов?

Моя убежденность распространяется и дальше, — как говорится,
«чутье подсказывает мне». Но здесь у меня еще меньше объективных данных, чем в
описанном мною выше случае. Трудно очертить грани­цы самоактулизации, но еще
сложнее ответить на вопрос: Что дальше? Что следует за самоактуализацией? Или,
если хотите: Что нужно чело­веку после аутентичности? Чтобы ответить на эти
вопросы, уже недо­статочно просто быть честным перед собой. Что можем поведать
мы о людях, пришедших к самоактуализации?

Ценности бытия. Самоактуализированные люди, все до одного, увлечены
чем-то, что не относится непосредственно к насущным зап­росам их естества,
чем-то внешним по отношению к ним. Они самозаб­венно преданны какому-то делу,
они работают над чем-то, что очень дорого им, — они поглощены неким призванием
или посвятили себя
служению, в старом, религиозном смысле этого слова.
Они трудятся по призванию судьбы и настолько любят свое дело, что мучительного
выбора «дело или потеха» для них не существует. Один из них посвя­щает всю свою
жизнь служению закону, другой — борьбе за справед­ливость, третий — красоте или
истине. И все они, так или иначе, посвя­щают себя поиску того, что я назвал ценностями
Бытия, — поиску главных, вечных, лежащих в основании всего ценностей, которые
не могут быть подчинены никаким другим, более важным. Их около че­тырнадцати,
этих высших ценностей, ценностей Бытия, в их числе ис­тина, красота и
добродетель древних, среди них простота, ясность и ещ
е несколько.

Метапотребности и метапатология. Существование ценностей Бытия придает структуре самоактуализации
известную сложность. Эти Ценности в данном случае выступают в роли потребностей
и соответ­ственно ведут себя.
Я назвал такие потребности метапотребностями.

Депривация
метапотребностей вызывает определенные виды патоло­гий, большинство из которых
до сих пор не были адекватно описаны, и я называю эти патологии
метапатологиями.
Из их числа, к примеру угнетение духа, происходящее от того, что человек
вынужден жить окружении неискренних людей и не в состоянии никому поверить. По
моему мнению, если мы уже приняли необходимость существования специальных
врачей, воспитателей и психотерапевтов для решения про­блем, вызываемых
неудовлетворением низших потребностей, то в ско­ром времени мы осознаем
необходимость и
метасоветников, людей, которые могли бы помочь людям
решить проблемы и справиться с бо­лезнями, вызванными неудовлетворенными
метапотребностями. В не­котором — понятном — смысле и в некоторой — известной —
степени красота необходима человеку так же, как пища голодному желудку или
отдых усталому телу. Я осмелюсь заявить даже, что ценности Бытия более важны
для большинства людей, чем любые другие, что именно они и определяют смысл
человеческой жизни, несмотря на то, что мно­гие люди не решаются признаться
себе в этом. Пожалуй, первой зада­чей метасоветников и станет помощь людям в
осознании этих потреб­ностей, точно так же, как классический психоаналитик
помогает паци­енту осознать свои инстинктоподобные базовые потребности.
Возможно, когда-нибудь появятся и особые разновидности метасовет­ников,
специализирующиеся на философских или религиозных аспек­тах метапотребностей.

Среди нас есть люди, которые уже сейчас пытаются помочь своим подопечным
приблизиться к самоактуализации. Обычно люди, обра­щающиеся за такой помощью, с
головой погружены в проблему ценно­стного самоопределения. Среди них зачастую
встречаются совсем мо­лодые люди, в сущности, чудесные ребята, хотя и кажутся
на первый взгляд наглыми детьми. Но я стараюсь видеть в них (подчас вопреки их
вызывающему поведению) истинных идеалистов, в
классическом смысле
этого слова. Я предполагаю, что они взыскуют
общечеловеческих цен­
ностей и очень хотели
бы посвятить себя чему-нибудь достойному, найти
для себя такое дело,
которое могли бы полюбить и которому могли бы. отдаться целиком. Эти молодые
люди пребывают в состоянии посто­янного выбора между движением вперед и назад,
между самоактуали­зацией и регрессией. Что мог бы посоветовать таким людям
метасоветник? Каким образом можно достичь самоактуализации?

Пути к самоактуализации

Что происходит с человеком, стремящимся к самоактуализации?
Может, он скрежещет зубами? Или наоборот погружается в благостную саморефлексию
и наливается святостью? Что означает движение к са­моактуализации в смысле
внешних проявлений, на поведенческом уровне? Я опишу восемь приемов, способных
помочь человеку приблизить­ся к самоактуализации.

Во-первых, самоактуализация — это переживание, переживание
всепоглощающее, яркое, самозабвенное, с полной концентрацией и абсолютной
погруженностью в него. Это переживание, в котором нет и тени юношеской робости,
только в моменты таких переживаний че­ловек воистину становится человеком. Это
мгновения самоактуализа­ции, мгновения, когда человек проявляет свое «Я». В
жизни каждого человека случаются такие моменты. И наша задача — помогать своим
клиентам испытывать их как можно чаще. Мы в состоянии подтолк­нуть их к полной
поглощенности чем-то, и это заставит их забыть о привычных позах, о всех
защитных масках, поможет не вспоминать о робости и смущении — словом,
«сорваться с цени». Мы обнаружим, каким приятным может быть это состояние для
людей. На лице «кру­того» молодца, только что напускавшего на себя вид
циничного рав­нодушия, мы заметим бесхитростное простодушие, даже некую детс­кость
— лицо его озарится невинностью и внутренним светом, он бу­дет поглощен этим
моментом и переживанием его. Ключевое слово здесь «самозабвенность». Как часто
нашей молодежи недостает ее, она слиш­ком поглощена собой, слишком осознает
себя.

Во-вторых, можно представить себе жизнь как бесконечную чере­ду
выборов, которые мы должны совершать один за другим. И в каж­дом случае это
выбор между движением вперед и регрессом. Можно выбрать путь в сторону большей
защищенности, в направлении пол­ной безопасности, и тягловой силой в этом
путешествии будет страх, но можно устремиться к росту и расцвету личности. Если
сегодня вы все свои выборы сделали в пользу развития, это значит, что сегодня
вы сделали несколько шагов в сторону самоактуализации.
Самоактуали­зация
это процесс,
он предполагает, что каждый раз, делая выбор, мы
выбираем, что достойнее остаться честным, а не лгать, что честнее не красть,
чем красть, или, обобщая, — каждый из вставших перед нами выборов мы совершаем
в пользу личностного роста. Это и есть движе­ние к самоактуализации.

В-третьих, уже в самом понятии «самоактуализация» заключает­ся
утверждение, что есть некая
«самость», подлежащая актуализации. И в
самом деле, человек не
1аЪи1а газа, не бесформенная каменная глы­ба, не
ком глины или пластилина. В человеке всегда что-то заключено, в
 любой момент он уже состоялся, по крайней мере
в своей «хрящевой» структуре. По крайней мере, как биологический индивидуум, со
своим темпераментом, биохимическим реакциями и т. д., а следовательно, в нем
уже есть некая «самость». То, что я называл «способностью чув­ствовать
внутренние сигналы», позволяет постичь ее. Современный Человек (особенно это
относится к детям, к молодежи) привык прислу­живаться не к своим внутренним
сигналам, а к голосам других в себе —

голосу
матери, отца, к голосу общества, к голосам старших, к голосу власти или
традиций.

В
качестве простейшего первого шага к самоактуализации я иногда предлагаю своим
студентам сделать следующее. Я советую, например, когда им предлагают бокал
вина и затем спрашивают, как понрави­лось, не торопиться с ответом. При этом ни
в коем случае
не смотреть на наклейку на бутылке, чтобы ничто не
подталкивало их на мысль,
должно или нет это вино нравиться. Нужно
закрыть глаза, если это удобно, и «послушать тишину». Только тогда, когда они
погрузятся в себя, отключат голоса внешнего мира, они смогут почувствовать ис­тинный
вкус вина и обратиться за мнением к «верховному арбитру», который есть внутри
каждого. И уже после этого, но только после это­го, они могут вернуться оттуда
к спрашивающему и ответить: «мне нравится» или «мне не нравится». Заявление,
сделанное таким обра­зом, отличается от обычного попугайничанья, которому мы
все при­вержены. Я и сам недавно на одной из вечеринок поймал себя на том
(/
что, повертев в руках бутылку, стал нахваливать хозяйку за то, что она
выбрала очень хороший скотч. Но тут же остановил себя: «Что я гово­рю? Я же
почти ничего не знаю о скотче. Я повторяю то, о чем твердят в рекламных
роликах. Я даже представления не имею, хорош этот скотч или плох». Однако это
не только мой грех, все мы поступаем подоб­ным образом. Отказаться бездумно
поступать так, как принято боль­шинством, это широкий шаг к постижению себя.
Как это понравится
твоему желудку? Придется ли это по вкусу твоему языку?
Любишь ли
ты на самом деле этот салат-латук?

В-четвертых, если у вас есть выбор, будьте лучше честными, чем нет.
Я вполне прикрылся этой оговоркой «если у вас есть выбор», так что нет нужды
обвинять меня в неделикатности. Очень часто, даже имея выбор, мы предпочитаем
слукавить. Пациенты психологов и психоте­рапевтов редко бывают искренни. Они
предпочитают продолжать при­вычные игры и что-то изображать из себя. Их не
так-то просто заста­вить быть искренними перед собой. Попробуйте честно
спросить с себя ответ за свои поступки и за свой выбор, и вы обязательно
почувствуете и ответственность перед собой. А это уже само по себе огромный шаг
на пути к самоактуализации. Вопрос ответственности пока мало изу­чен. В наших
учебниках ничего не говорится о результатах исследова­ний ответственности,
может быть потому, что это явление невозможно изучить на крысах. Однако для
психотерапевта эта проблема почти осязаема. Лишь посредством психотерапии можно
увидеть, почувство­вать и постичь, что являет собой ответственность. И честно
принять ее на себя. Это величайший поступок. Каждый раз, принимая на себя от­ветственность,
человек самоактуализируется.

В-пятых, до этого мы говорили о самозабвенном переживании, о
выборе в пользу развития, о необходимости слушать внутренние сиг­налы и о
пользе честности и ответственности. Все это помогает нам приблизиться к
самоактуализации и помогает нам вернее принимать решения. Человек, который,
делая выбор, каждый раз выполняет все эти малые условия, вскоре обнаружит, что
он тем самым обогащает возможности своего главного выбора и приближается к
тому, что ему предписано его судьбой. Он поймет, каково его предназначение,
кого ему держаться,
 а кого сторониться,
какова его миссия. Невозможно быть мудрым в главном, не умея прислушиваться к
себе, к
своему Я, в каж­дый конкретный момент жизни, не решаясь твердо
сказать себе: «Я не люблю то-то и то-то».

Искусство, на мой взгляд, сейчас узурпировано малочисленной
элитой, которая взяла на себя смелость формировать вкусы и мнения большинства,
но лично я к этим вкусам и к утверждениям этих людей отношусь с большим
подозрением. Эти суждения, ве­роятно, возможны в устах людей, которые присвоили
себе право ре­шать: «Вам должно нравиться то, что нравится мне, если же этого
не происходит, значит, вы ничего не понимаете». Мы же, со своей сторо­ны,
должны учить людей следовать их собственным вкусам и предпоч­тениям.
Большинство людей привыкли не делать этого. К примеру, когда вы будете в
художественной галерее, остановитесь перед какой-нибудь странной картиной и
прислушайтесь к тому, что говорят вок­руг. Могу поспорить, что вы вряд ли
услышите: «Какая странная кар­тина». Недавно в Брандэйском университете давали
хореографическое представление — это было причудливое, фантасмагорическое зрели­ще,
с электронной музыкой, развевающимися лентами и танцорами, откалывавшими
сюрреалистические и дадаистские штуки. Когда пред­ставление закончилось и
включили свет, люди сидели с ошеломленны­ми лицами и явно не знали, как
отреагировать на увиденное. Обычно в таких ситуациях люди заговаривают о
чем-нибудь постороннем или, в лучшем случае, принимаются обсуждать какие-то
частности, вместо того, чтобы сказать: «Мне нужно подумать об этом». В данном
случае сказать то, что у вас на уме, обозначало бы осмелиться отличиться от
окружающих, «высунуться», прослыть выскочкой, нонконформистом. Если
психотерапевт не может научить своего клиента, неважно, моло­дого или пожилого,
лелеяться «высунуться», то он должен отказаться от своей работы. Говоря другими
словами — когда вы чувствуете при­ближение страха, всегда решайтесь быть
мужественным.

В-шестых, самоактуализация — это не только конечная станция
нашего путешествия, но и само путешествие, и движущая сила его. Это ежеминутная
актуализация всех наших чувствуемых и даже лишь пре­дощущаемых возможностей.
Например, вы обязательно станете более смышлеными, когда узнаете, на что
способен ваш интеллект. Самоактуализация непременно задействует
интеллектуальные способности
Человека. Вам не обязательно совершать
героические поступки, но нуж­но быть готовым к ежедневному и кропотливому труду
выявления и вскрытия собственных возможностей. Когда пианист мучает гаммы и тянет
пальцы в сложных аккордах — он самоактуализируется. Само­актуализация — это
работа над тем, к чему вы стремитесь. Решение стать рядовым врачом — не лучший
выбор для самоактуализирующейся личности. Обязательно нужно стремиться стать
самым лучшим врачом, нужно хотеть в наибольшей степени раскрыть свои возможности.

В-седьмых, высшие переживания — лишь мимолетный момент
самоактуализации. Это миг удачи,
 который
нельзя купить, ко­торый невозможно организовать,
 которого не стоит ждать. Человек, по словам
Левиса, должен быть «настигнут радостью». Но человек мо­жет стремиться стать
таким, чтобы как можно чаще переживать эти мгновения высшего торжества.
Освобождаясь от иллюзий, отказыва­ясь от ложных идей, постигая свои возможности
и свою ограниченность, он лучше поймет самого себя.

В жизни
каждого человека обязательно были мгновения высших откровений, но не каждому
было дано прочувствовать их. Бывает так, что люди просто не обращают внимания
на эти мимолетные мистичес­кие праздники души. Вот еще задача для метасоветников
— помогать; людям почувствовать мгновения истинного откровения, если уж они
случаются. Однако каким образом душа сможет заглянуть в чу­
жую душу и говорить с нею? Ведь у предметов
духовного мира нет очер­
таний и нет доски, на которой можно было бы
нарисовать их для боль­шей ясности. Нам необходимо выработать новый способ
коммуника­ции. Я полагаю, такой вид коммуникации отно­сится скорее к разряду
педагогических способов общения, скорее при­способлен для того, чтобы
советовать, помогать взрослым людям выя­вить и развить таланты, нежели к той
педагогике, где строгий учитель указует на что-то, начертанное на доске. Если
мне нравится музыка Бетховена, если я слышу в его квартете что-то такое, чего
не слыш вы, как мне научить вас моему умению? Для вас это просто набор звуков.
Я слышу красоту и гармонию, а вас они не трогают, вы слышите только звуки. Как
мне обучить вас слышать красоту? Это гораздо б лее серьезная проблема
педагогики, чем обучение алфавиту или арифметическим правилам или рассмотрение
внутреннего устройства пре­парированной лягушки. Для предметов внешнего мира у
учителя есть доска, на которой он изобразит понятные очертания, и есть указка,
которой он направит на предмет внимание ученика. Такая, внешняя, предметная
педагогика проста, внутренняя гораздо сложнее, но столь же необходима для
духовного наставничества. Это метапедагогика.

Восьмое. Осознав, кто вы такой и что из себя представляете, что
вы любите и чего не любите, что хорошо для вас и что плохо, к чему вам нужно
стремиться и в чем ваше призвание, — одним словом, вскрыв свою сущность, — вы
обнажите и собственную психопатологию. Вы поймете свои защитные механизмы и
соберете все свое мужество, что­бы отказаться от них. Это болезненный процесс,
потому что эти меха­низмы помогают нам не замечать того, что нам неприятно. Но
ради результата стоит стерпеть боль. Если психоанализ чему-то и научил нас, так
это тому, что репрессия не лучший путь решения проблемы.

Десакрализация. Позвольте мне порассуждать об одном из таких защитных
механизмов, о котором совсем не упоминается в учебниках психологии, при том,
что мне часто приходилось обнаруживать резуль­таты его работы у многих молодых
людей. Это механизм
десакрализации. Такие молодые люди разуверились в
общечеловеческих ценностях и морали. Они чувствуют себя обманутыми, им кажется,
что их жизнь и жизнь их окружения течет по другим законам. Родители многих из
них подвержены дурным пристрастиям и не заслуживают сыновнего уважения, они
сами утеряли все ориентиры в этой жизни, зачастую они просто боятся своих
детей, никогда не наказывают их и не предостере­гают от недостойного поведения.
Вполне естественно, что подростки в ответ на такой стиль воспитания начинают
презирать родителей — и зачастую имеют на то веские основания. Они умеют
обобщать и дела­ют это решительно и категорически: почувствовав однажды лицеме­рие,
исходящее от родителей, они не хотят слушать никого из старших, особенно если
старшие говорят с ними тем же языком, что и их родите­ли. Ведь они слышали, как
их родители рассуждали о подвигах, о доб­лести, о славе, и в то же время
видели, что сами они ни во что не ставят эти понятия.

Они привыкли скептически соизмерять человека с его словами и не хотят
видеть, чем он мог бы стать, не хотят знать о его символичес­ком
предназначении, не могут оценить его бесконечных возможностей. Так, к примеру,
был обесценен секс. Секс для нашей молодежи — не более чем отправление
естественной потребности, и они привыкли от­правлять его столь буднично,
относиться к нему столь приземленно, что секс почти утратил свою поэтическую
компоненту, а это значит, что он утерял практически все. Самоактуализация
предполагает отказ от этого защитного механизма и восстановление
морально-ценностной насыщенности человеческого существования или обучение
ресакрализации*.(
Я вынужден изъясняться при
помощи таких непростых слов, потому что наш
язык годится только для очень хороших людей. В нем нет мало-мальски
незатертых слов
для обозначения
добродетели. Даже такие прекрасные слова как «любовь» опо­
рочены их
неловким употреблением).

 

Ресакрализация. Ресакрализация означает желание и готовность
посмотреть на человека «глазами вечности», если воспользоваться выражением
Спинозы, или иначе — воспринять человека так, как это делали средневековые христиане,
воспринять его как нечто целое и не
делимое,
наделенное и святостью, и бессмертием, и символическим пред­
назначением.
Это означает, к примеру, уметь видеть в конкретной живой женщине Женщину с
большой буквы со всеми вытекающими отсюда последствиями. Или другой пример.
Представим себе, что некто обучается медицине и препарирует человеческий мозг.
Несомненно, если этот студент-медик не наделен унитивным восприятием, не испытывает
должного трепета, если он исследует мозг только как анатомический объект, его
исследование будет ущербным, а его душа обделена. С другой стороны, человек,
готовый к ресакрализации, увидит эту часть организма в свете его священного
предназначения, оценит его символическое величие, постигнет мозг и свои
действия над ним как логическую формулу, услышит поэзию, звучащую в стенах
анатомического театра.

Обычно ресакрализация предполагает использование выспренных,
напыщенных слов, выражений и умозаключений; «слишком старомод­но» («навязло в
ушах, бабушкины сказки» и т. д.), могут сказать подростки. Но несмотря на это,
для метасоветника, особенно имеющего дело со взрослыми людьми, перед которыми
встают философские вопросы взаимоотношений с богом и с собственной жизнью, это
самый полезный способ помочь человеку в достижении самоактуализации. Пусть
молодежь считает это старомодным, пусть логики и позитивисты клеймят нас за «пустопорожние»
разговоры,—для человека, обратившегося к нам за помощью, эти разговоры полны
глубокого смысла и очень; важны, и лучше нам найти ответы на его вопросы, иначе
мы, мы сами, не исполним своего предназначения.

Суммируя
вышеизложенное, можно сказать, что самоактуализация — не миг, когда нас озаряет
высшее блаженство. Не стоит ожидать, что во вторник в четыре часа пополудни
зазвучат фанфары и вы войде­те в сонм богоподобных. Самоактуализация — это
напряженный процесс постепенного роста, кропотливый труд накопления маленьких
достижений. Часто наши клиенты ждут, что их осенит некое божественное
вдохновение и они смогут сказать сами себе: «Во вторник в три часа двадцать три
минуты я самоактуализировался!» Люди, которых я считаю самоактуализирующимися,
люди, которые смогли соответствовать всем критериям этого понятия, шли к этому
шаг
за шагом
: они прислушивались к своему внутреннему голосу, они были
ответственны и честны перед собой и другими, они много работали. Они познали
свою сущность, поняли, кто они есть и что из себя представляют, и
не только
в высоком смысле своего жизненного предназначения, но и в более простом и
житейском: они поняли, что их ноги болят, когда они
 носят ту или иную обувь, они поняли, любят они
или не любят бакла­жаны, сколько пива им можно выпить, чтобы продолжать
держаться достойно. Все это составляет живого человека. Они познали свою собственную
биологию, то, что дано им от природы, то, что невозможно или очень трудно
изменить.

Терапевтическая установка

Так видится мне путь человека к самоактуализации. Продолжая рассуждения
на эту тему, уместно будет задать вопрос: каким должен быть советник человека
на этом пути? Как наставить человека и ука­зать ему верную дорогу?

Категория: Мои статьи | Добавил: Тетяна (20.10.2009)
Просмотров: 1547 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: